Масляный насос и масляный фильтр системы смазки двигателя ЗМЗ-40905.
Содержание
Система смазки двигателей ЗМЗ-40905 комбинированная, с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием.
Циркуляция моторного масла в системе смазки обеспечивается масляным насосом, очистка масла — фильтром тонкой очистки, регулирование температуры масла осуществляется автоматически, с помощью термоклапана.
Масляный насос и масляный фильтр системы смазки двигателей ЗМЗ-40905.
Масляный насос — шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера, крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и держателем к крышке третьего коренного подшипника. Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров.
Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава, а шестерни изготовлены из металлокерамики. К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок с сеткой, в котором установлен редукционный клапан.
Редукционный клапан масляного насоса.
Плунжерного типа, расположен в приемном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твердости и износостойкости наружной рабочей поверхности подвергнут нитроцементации. Под пружиной плунжера могут устанавливаться одна или две шайбы. Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению давления открытия редукционного клапана.
Когда давление моторного масла в системе достигает 4.6 кгс/см2, происходит открытие редукционного клапана и перепуск масла обратно в зону всасывания насоса, благодаря этому уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное давление масла в системе смазки двигателей ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911 – 6.0 кгс/см2.
Привод масляного насоса.
Осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала привода распределительных валов. Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой закрепленной через прокладку четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцовой поверхностью прижимается к крышке привода.
Ведущая и ведомая винтовые шестерни привода масляного насоса изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик изготовлен из легированной стали и углеродоазотирован. Валик привода стальной, с местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты.
Масляный фильтр системы смазки двигателей ЗМЗ-40905.
На заводе, двигателя ЗМЗ-40905 изначально комплектуются полнопоточными масляными фильтрами тонкой очистки неразборной конструкции уменьшенной емкости. Данный фильтр должен быть заменен при первой смене масла на штатный фильтр тонкой очистки масла — 406.1012005-02, 409.1012005, 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2.
Высота фильтра должна быть не менее 90 мм., диаметр — 95-100 мм., такой фильтр имеет увеличенную грязеемкость и рассчитан на больший пробег до своей замены. Конструкция фильтра должна быть снабжена фильтрующим элементом перепускного клапана.
Применение фильтрующего элемента перепускного клапана снижает вероятность попадания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.
Работа фильтра тонкой очистки масла.
Моторное масло через отверстия в крышке под давлением подается в полость между наружной поверхностью основного фильтрующего элемента и корпусом, затем проходит через фильтрующую штору основного фильтрующего элемента, очищается и попадает через центральное отверстие крышки в центральную масляную магистраль двигателя.
При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или холодном пуске двигателя, когда масло очень густое и с трудом проходит через основной фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан фильтра и масло в двигатель проходит очищаясь фильтрующим элементом перепускного клапана. Противодренажный клапан фильтра препятствует вытеканию из него масла при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при запуске.
Термоклапан системы смазки. — (Только при наличии масляного радиатора)
Предназначен для автоматического регулирования подачи масла в масляный радиатор в зависимости от температуры масла и его давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и масляным фильтром.
Работа термоклапана системы смазки.
Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана А. При давлении моторного масла выше 0.7-0.9 кгс/см2 шариковый клапан открывается и масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру.
При достижении температуры моторного масла плюс 81+-2 градуса, термоклапан начинает открывать проход потоку масла из канала Б в масляный радиатор. Полное открытие канала термоклапана происходит при температуре моторного масла в плюс 109+-5 градусов.
Из масляного радиатора охлажденное масло возвращается в масляный картер. Шариковый клапан термоклапана предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего падения давления масла в системе смазки. На часть двигателей ЗМЗ-40905.10 термоклапан может не устанавливаться.